Крупный бизнес
Налог на прибыль
В силу п. 1 ст. 284 НК ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%: 2% в федеральный бюджет (3% в 2017–2030 годах), 18% — в региональный (17% в 2017–2030 годах)
Общеустановленная ставка по налогу на прибыль увеличена на 5%. С 1 января 2025 года налогоплательщики будут перечислять 7% в федеральный бюджет (8% в 2025–2030 годах) и 18% — в региональный (17% в 2025–2030 годах)
Повышение ставки по налогу на прибыль, без преувеличения, одна из самых важных поправок. Важно, что размеры пониженных ставок, установленные для налогоплательщиков-инвесторов, которые применяют преференциальные налоговые режимы, остались неизменными. Одновременно с ростом налоговой ставки расширены возможности, позволяющие снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль за счет увеличения инвестиционной и инновационной активности (например, продление срока действия инвестиционного налогового вычета и льгот для участников региональных инвестиционных проектов, а также введение нового механизма — федерального инвестиционного налогового вычета)
На основании ст. 283 НК налогоплательщики имели право на перенос сформированных убытков на следующие налоговые периоды в размере 50% налоговой базы. Отсутствовала возможность переноса убытков только у некоторых категорий налогоплательщиков, применяющих ставку 0% (образовательные и медицинские организации, сельхозтоваропроизводители и другие). При этом ограничение 50% не распространялось на бóльшую часть инвесторов, которые воспользовались федеральными мерами поддержки (РИП, СПИК, ТОР, ОЭЗ и подобные)
В силу обновленной ст. 283 НК перенос убытков будет недоступен налогоплательщикам, чьи убытки сформированы в рамках деятельности, прибыль от которой подлежит налогообложению по ставке 0% без каких-либо исключений. Ограничение на перенос 50%, в свою очередь, не распространяется на убытки, сформированные в результате деятельности, облагаемой по пониженным налоговым ставкам
Вновь внесенные изменения в ст. 283 НК возможно охарактеризовать с разных сторон:
- Позитивным моментом является то, что новый порядок переноса убытков распространяется исключительно на убытки, сформированные после 1 января 2025 года, то есть убытки, полученные до этой даты, могут учитываться по действующим в настоящее время правилам.
- Негативным нюансом является то, что законодатель не конкретизировал условия для ограничения переноса, что порождает немало вопросов. Например, налогоплательщик может применять ставку 0% только к части налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а в региональный бюджет налог будет исчисляться исходя из ставки 10%. Будет ли право у этого налогоплательщика на перенос убытка или нет? Также открытым остается вопрос о том, для каких налогоплательщиков не действует ограничение переноса убытков 50%: какие ставки считаются пониженными — в диапазоне 1–24% вне зависимости от того, обнуляется ли ставка в какой-то части или нет, или же обе части ставки должны быть пониженными, но более 0%?
Надеемся, что после вступления изменений в силу Минфин в официальных разъяснениях закроет все вопросы и противоречия.
Федеральный инвествычет
В НК отсутствовал такой механизм, как федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ)
Для минимизации влияния повышения ставки по налогу на прибыль законодатель ввел новый механизм поддержки инвесторов — федеральный инвестиционный налоговый вычет. ФИНВ позволяет уменьшить налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, на сумму расходов, связанных с приобретением или созданием и увеличением первоначальной стоимости основных средств и НИОКР. При этом посредством ФИНВ возможно учесть не более 50% понесенных расходов. Кроме того, ФИНВ может быть передан другим компаниям группы, если, к примеру, компания, осуществившая инвестиции, получила по итогам налогового периода убыток.
Введение ФИНВ должно было минимизировать последствия повышения нагрузки на инвесторов. Вместе с тем ФИНВ позволит уменьшить налог на прибыль максимум только на 50% расходов, что даже по сравнению с «классическим» ИНВ несущественно. При этом стоит отметить, что в отличие от «классического» ИНВ запрет на применение амортизации и начисление амортизационной премии отсутствует.
Категории налогоплательщиков, которые смогут применять ФИНВ, категории основных средств, определение группы налогоплательщиков и, самое важное, размер ФИНВ на конкретный период будут определяться Правительством РФ. Пока проект Постановления Правительства РФ и заложенные в нем параметры ФИНВ не свидетельствуют о том, что этот механизм возможно назвать выгодным, так как, например, в настоящее время предельный размер ФИНВ на 2025 год установлен на уровне 3 %. То есть фактически выгода от применения ФИНВ равна 9% по сравнению с «классическим» способом учета расходов (начисление амортизации), что очевидно заставляет задуматься о целесообразности применения механизма, который неизбежно повлечет увеличение трудозатрат, связанных с подтверждением права на льготу при налоговых проверках.
Налог на имущество и земельный налог
Сейчас |
Станет после 01.01.2025 |
|
Ставка по налогу на имущество организаций по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости | Сейчас 2% |
Станет после 01.01.2025 2,5% если стоимость объекта более 300 млн ₽ |
Ставка по земельному налогу по земельным участкам, на которых расположены жилые дома и (или) инфраструктура ЖКХ | Сейчас 0,3% |
Станет после 01.01.2025 1,5%
|
Ставка по земельному налогу по земельным участкам для жилищного строительства (кроме земельных участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности) | Сейчас 0,3% |
Станет после 01.01.2025 1,5%
если стоимость участка более 300 млн ₽ |