МСП
УСН
Сейчас |
Станет после 01.01.2025 |
|
Условия для перехода на УСН |
||
Сумма всех доходов* |
Сейчас, ₽
Не более 112,5 млн ₽ |
станет после 01.01.2025, ₽
Не более 337,5 млн ₽ |
* По итогам девяти месяцев того года, в котором подается уведомление о переходе на УСН
|
||
Преференции для плательщиков УСН |
||
Обязанности плательщика НДС |
Сейчас, ₽
Нет |
станет после 01.01.2025, ₽
Есть |
Условия для сохранения права на применение УСН |
||
Средняя численность работников за налоговый период |
Сейчас, ₽
Не более 100 человек |
станет после 01.01.2025, ₽
Не более 130 человек |
Остаточная стоимость ОС |
Сейчас, ₽
Не должна превышать 150 млн ₽ |
станет после 01.01.2025, ₽
Не должна превышать 200 млн ₽ |
Размер доходов по итогам налогового периода |
Сейчас, ₽
200 млн ₽ |
станет после 01.01.2025, ₽
450 млн ₽ |
Объект налогообложения, порядок определения доходов и расходов |
||
Доходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения |
Сейчас, ₽
Не было |
станет после 01.01.2025, ₽
Для объекта «доходы», «доходы минус расходы»: доходы в виде сумм возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд
|
Учитываемые расходы |
Сейчас, ₽
Не было |
станет после 01.01.2025, ₽
Для объекта «доходы минус расходы»: ИП учитывают в составе расходов сумму страховых взносов на ОПС и на ОМС, подлежащую уплате в налоговом периоде
|
Налоговые ставки |
||
Объект «доходы» |
Сейчас, ₽
Доходы до 150 млн ₽ в год и (или) численность штата до 100 — 6%
|
станет после 01.01.2025, ₽
Единая ставка 6% |
Сейчас, ₽
Доходы от 150 до 200 млн ₽ в год и (или) численность штата от 100 до 130 человек — 8% в отношении части налоговой базы, приходящейся на «превышение»
|
станет после 01.01.2025, ₽
Утратили силу положения п. 1.1 ст. 346.20 НК
|
|
Объект «доходы минус расходы» |
Сейчас, ₽
Доходы до 150 млн ₽ в год и (или) численность штата до 100 — 15%
|
станет после 01.01.2025, ₽
Единая ставка 15% |
Сейчас, ₽
Доходы от 150 до 200 млн ₽ в год и (или) численность штата от 100 до 130 человек — 20% в отношении части налоговой базы, приходящейся на «превышение»
|
станет после 01.01.2025, ₽
Утратили силу положения п. 2.1 ст. 346.20 НК
|
Работа на УСН для среднего бизнеса стала менее выгодна: несмотря на увеличение лимитов по доходам, численности штата и остаточной стоимости ОС, с 2025 года плательщики УСН будут признаваться также и плательщиками НДС.
Были отменены промежуточные повышенные ставки налога, уплачиваемого при УСН, в 8% и 20% соответственно, применяемые при превышении лимитов по доходам в диапазоне от 150 до 200 млн ₽, по численности штата — в диапазоне от 100 до 130 человек. Поэтому ожидается, что с 2025 года все организации и ИП на УСН будут пользоваться едиными базовыми налоговыми ставками, которые остались прежними: 6% для «доходов» и 15% для «доходов, уменьшенных на расходы».
Полагаем, что законодатель подобными мерами надеется простимулировать средний бизнес, функционирующий на грани превышения лимитов, к переходу на общую систему налогообложения, оставив в зоне УСН без НДС лишь поистине «мелких» предпринимателей.
НДС
Организации и ИП на УСН не являются плательщиками НДС
С 2025 года организации и ИП на УСН будут уплачивать НДС на общих основаниях, однако смогут применять специальные пониженные ставки и особые условия для освобождения
Организации и ИП на УСН смогут выбрать, по какой ставке они будут исчислять НДС: на общих основаниях (ставки 20, 10, 0%) либо по пониженным ставкам (ставки 5, 7%). Право на ставку 5% получит бизнес на УСН с доходами до 250 млн ₽ за год, на ставку 7% — с доходами до 450 млн ₽ за год. Налогоплательщик должен будет применять выбранную им ставку в течение трех лет. Если доходы превысят лимит, новую ставку нужно будет применять со следующего месяца.
Если налогоплательщик выбирает применять ставки 5 или 7%, он утрачивает право на вычеты «входящего» НДС и должен восстанавливать ранее принятые вычеты. Ставку 0% можно будет применять только к ограниченному кругу операций.
Если доходы бизнеса на УСН не превышают 60 млн ₽ за год, то налогоплательщик должен применять освобождение от НДС без подачи какого-либо заявления или уведомления. Также освобождение применяется новыми компаниями и ИП. Если доходы превысят лимит, новую ставку нужно будет применять со следующего месяца.
Указанные правила не касаются ввозного НДС — его бизнес на УСН должен будет уплачивать на общих основаниях.
Страховые взносы
Субъекты МСП могут применять льготный тариф страховых взносов — 15%
С 2025 года для малого и среднего производственного бизнеса вместо льготного тарифа страховых взносов 15% будет действовать льготный тариф 7,6%, но при условии соблюдения дополнительных условий
Чтобы применить льготный тариф 7,6%, организация или ИП должны соответствовать следующим условиям:
- субъект МСП;
- в ЕГРЮЛ или ЕГРИП указан основной вид деятельности из раздела «Обрабатывающие производства» ОКВЭД;
- основной вид деятельности указан в перечне Правительства РФ (будет утвержден);
- основным видом деятельности НЕ является производство напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство;
- доходы от основного вида деятельности составляют не менее 70% от всей суммы доходов по итогам предыдущего года и последнего отчетного периода.
Амнистия по дроблению бизнеса
Налоговый орган в рамках ВНП и предпроверочного анализа всегда пресекал случаи получения дополнительной налоговой экономии путем дробления бизнеса на группу компаний и ИП, применяющих специальные налоговые режимы. В отсутствие термина «дробление бизнеса» используемые признаки схем дробления ФНС описала в своих многочисленных письмах (письмо от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ — совместная «методичка» ФНС и СК; письмо от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ — «классические» 17 критериев дробления; письмо от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ — рекомендации по применению ст. 54.1 НК).
Однако понятие «дробление бизнеса» оставалось серой зоной, итоговую проверку брал на себя арбитражный суд.
Законодатель впервые ввел понятие «дробление бизнеса», определив его через совокупность достаточно субъективных признаков:
- единая предпринимательская деятельность;
- формально самостоятельные лица, ее ведущие;
- контроль группы со стороны одних и тех же лиц;
- направленность деятельности группы исключительно или преимущественно на получение экономии на налогах за счет применения спецрежимов.
Идентифицировав таким образом неправомерное дробление, бизнесу предложили амнистию, цель которой — обеление группы компаний через прекращение использования схем дробления. Взамен группа получает прощение вменяемых по результатам ВНП дополнительных налоговых обязательств (а также пеней и штрафов) за 2022–2024 годы.
Но есть ограничения: амнистия распространяется только в отношении не вступивших в силу на 12 июля 2024 года решений по результатам ВНП за 2022–2024 годы.
Механизм амнистии предполагает, что не вступившее на 12 июля 2024 года в силу решение по проверке за 2022–2024 годы встает на паузу в части доначислений по дроблению бизнеса, дожидаясь подтверждения отказа налогоплательщика от применения схемы. Чем раньше налогоплательщик откажется от «дробленки», тем больше государство готово ему простить. Так:
- Полное прекращение налоговых обязательств за 2022–2024 годы возможно в случае закрытия последующей ВНП за 2025–2026 годы без установления фактов дробления. Аналогичные последствия будут в случае невыхода до 1 января 2030 года налоговиков на последующую проверку за 2025–2026 годы.
- В то же время частичное прекращение налоговых обязательств (только за 2022–2023) будет в случае обнаружения фактов дробления в проверке за 2025–2026 годы с последующей уплатой налогов за 2024–2026 годы до вступления в силу первого по времени решения по результатам новой ВНП (за 2025–2026).
- При этом никакого прощения и уплата налогоплательщиком в полном объеме доначислений за 2022–2024 годы одновременно с доначислениями по результатам ВНП за 2025–2026 годы будет иметь место, если бизнес не изменил свою структуру и продолжает существовать в парадигме дробления бизнеса.
Законодатель позволяет прекратить обязанности по уплате доначисленных налогов за 2022–2024 годы ликвидированному налогоплательщику, но только если не выявит, что лица, ранее его контролировавшие, продолжают использовать схему дробления. В этом случае «прекращенные» обязательства возлагаются на новую группу лиц, продолжающую деятельность ранее ликвидированного лица.
Дополнительный мотиватор отказа от дробленки — «пауза» на уголовную ответственность по доначислениям за 2022–2024 годы.
И только процессуальные сроки обжалования приостановленных решений продолжают течь.
Если МСП не согласны с доводами налоговиков, они должны обжаловать вынесенное решение в досудебном и судебном порядке в установленные НК сроки.